История

1910

Первое архивное упоминание электротеатра «Трiумфъ», хозяевами которого была чета мещан Журавлевых, встречается в письме Пермского губернского правления от 13 октября 1910 года. В письме дается разрешение на «возведение каменного пристроя к существующему электротеатру» по ул. Покровской (сегодня – Ленина). Также сохранилась листовка «Конторы и главного склада музыкальных инструментов Ивана Михайловича Журавлева» на улице Покровской, из которой следует, что с 1892 года в этом здании производились и сдавались в прокат рояли, пианино и фисгармонии. Так что музыка в этих дореволюционных стенах жила с самого начала. Но главным образом, почти сто лет тут «крутили кино».

1913

«С 1 сентября 1913 года «Триумф» приобрел монопольное право постановки всех картин в Перми, выпускаемых всемирной фабрикой Бр. Патэ и др., – сообщала реклама в местной газете. – Роскошные картины исключительно новейших выпусков». Братья Пате, купив у Люмьеров патент на «синематограф», сами производили киноаппараты, киноленты, а также портативные граммофоны («патефоны»). В 1908 году они открыли московское представительство, чтобы напрямую работать с ведущими кинотеатрами крупных российских городов. В Перми таким кинотеатром стал «Триумф» – самый респектабельный в городе: со струнным оркестром, в бархате и позолоте, с экзотическими деревьями и фонтаном в фойе.

1918

С кинотеатром «Триумф» связана трагическая история последних дней Великого князя Михаила Александровича Романова, которого большевики сослали в Пермь после того, как в его пользу отрекся от престола Николай II. Выдержка из дневника Михаила Романова от 23 мая 1918 года: «До обеда стригся, стриг австрийский пленный из Львова, который стремится домой. Затем я читал и играл на гитаре. Вечером мы втроем пошли в кинематограф “Триумф”». В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Михаил Александрович вместе с секретарем Джонсоном были тайно похищены и убиты группой местных чекистов.

1932

В начале 30-х годов кинотеатр «Триумф» был переименован в «Художественный» и перестроен для установки звукового оборудования. В 1932 году здесь был показан первый звуковой фильм «Златые горы». Следующая реконструкция кинотеатра в 50-е годы была связана с возможностью показа широкоэкранных фильмов. Вообще история здания – это история множественных переделок, пристроев и надстроев, которая продолжалась с конца 19-го до начала 21 века. Если сравнивать конструктивистские фасады «Художки» (как назвали кинотеатр пермяки) с дореволюционными фото, невозможно поверить, что это один и тот же дом.

1999

В 90-е годы кинотеатр снова перешел в частную собственность, и новые владельцы вернули ему исторический внешний облик и первоначальное имя. На излете века — в 1999 году – он открылся, оснащенный по последнему слову техники – аудиосистемой DolbyDigitalSurround. Здесь проходили громкие премьеры, кинофестивали, открытие Пермской синематеки с показом самых первых короткометражных фильмов братьев Люмьеров под эгидой Посольства Франции. История и современность всегда тесно переплетались в жизни «Триумфа». В 2003 году его купил бизнесмен Александр Флегинский, создавший в Перми и Ижевске уникальную региональную киносеть VeryVelly.

2008

После открытия в центре города сразу двух крупных мультиплексов «Триумф», как и все однозальные кинотеатры, был обречен. Кинотеатр закрылся 2 апреля 2008 года, показав свою последнюю картину «10000 лет до нашей эры» и немного не дожив до 100-летнего юбилея. Некоторое время в старинном здании размещался ночной клуб «Территория 44», но вплоть до закрытия его «преследовало» уточнение «бывший кинотеатр “Триумф”». Старое имя не хотело покидать город.

2015

Спустя несколько лет после закрытия кинотеатра Александр Флегинский принял решение развивать помещения его внутреннего двора. Так в центре Перми появился настоящий уголок Европы – сводчатый кирпичный тоннель ведет посетителей в уютное пространство с живыми цветами, качелями, кофейнями и дизайнерскими магазинчиками. В 2015 году здесь был открыт гастрономический бар «Совесть», быстро ставший культовым заведением среди пермяков, затем – пиццерия Toropomodoro с настоящей дровяной печью. Место получило наименование «Старокирпичный переулок». И только большой зал продолжал пустовать, ожидая того, кто увидит его нераскрытый потенциал, вдохнет в него новую жизнь.

2016

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, прославленный дирижер Теодор Курентзис предложил владельцу создать на месте бывшего кинотеатра современный концертный зал. Маэстро оценил прекрасную акустику и бесконечные возможности зала по реализации самых разных концертно-театральных проектов. После очистки стен и потолка на кирпичных стенах обнаружились ритмичные ряды оконных ниш, кованые бронзовые решетки и рельефный орнамент на потолке в стиле ар-деко. Все это решено было оставить в нетронутом виде. 19 мая 2016 года «Триумф», получивший статус частной филармонии, открыл свои двери для музыкантов и зрителей. Руководителем проекта стала Юлия Балабанова.

2017

В мае 2017 года уже вторым в своей истории международным Дягилевским фестивалем «Триумф» завершил первый сезон. За первый год жизни в новом качестве зал принял более 30 концертов: классики, современной академической музыки, джаза, духовных песнопений, этнической и барочной музыки. Более 30 образовательных мероприятий: открытых лекций, мастер-классов, творческих встреч с музыкантами мирового уровня. 19 мая 2017 года «Триумф» стал площадкой для российской премьеры оперы Аны Соколович «Свадьба» в постановке Антона Адасинского и Теодора Курентзиса.

ПРИЗНАНИЕ

Учредитель первой на Урале частной филармонии Александр Флегинский получил премии «Твердые знаки» от газеты «КоммерсантЪ» и «Выбор прессы». Управляющий Юлия Балабанова стала лауреатом городской премии Перми в области искусства и культуры. «Триумф» прочно занял свое место среди ключевых культурных институций региона, в очередной раз подтвердив свое уникальное призвание – быть первым.

ТЕОДОР КУРЕНТЗИС

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета
Я хочу сказать не только как музыкант, а как житель этого города. Сейчас я знаю, что есть место, где каждый день я смогу попасть на что-то интересное: разные программы, люди, направления в искусстве. Это именно такое место, куда я хочу приходить, смотреть и создавать свои проекты. Это то самое лабораторное пространство, которого не хватает в городе. Европа уже 20 лет живет в таком режиме, включая московский «Винзавод». В таких культурных лабораториях происходят самые прогрессивные вещи. И когда ты находишься в этой атмосфере, уже неважно, в каком ты городе: в Перми, Вене или Париже, – ты становишься «обитателем мира».

АЛЕКСАНДР ФЛЕГИНСКИЙ

Учредитель частной филармонии «Триумф»
Однозначно, «Триумф» – это «про будущее». Прошлое в нем является базой. Оно позволяет нам быть уверенными в том, что мы строим этот проект на правильном фундаменте. У меня всегда было желание наполнить это здание содержанием, имеющим отношение к искусству, культуре. Не знаю, так бы и осталось всё на уровне желания или нет, если бы мне не довелось познакомиться с Теодором Курентзисом. Он сам пришёл в «Триумф», чтобы понять, может ли жить музыка в этом доме. А мне давно хотелось, чтобы она там жила. Поэтому, видимо, и родился проект частной филармонии. И, надеюсь, он будет развиваться всегда.